Живое свидѣтельство о Катакомбной Церкви – 1948 г.
(Письмо въ Редакцію).
Глубокоуважаемый Владыка Серафiмъ и дорогіе братья о Хрiстѣ,
прочитавъ статью проф. И. Андреева, «О Катакомбной Церкви» въ Росіи, я почувствовала потребность, для подтвержденія, со своей стороны, истины, послать вамъ это письмо къ напеча́танію.
Я Православная хрiстіанка, въ силу обстоятельствъ, не смогла выѣхать своевременно заграницу, очевидица и участница всего, о чемъ пишетъ профессоръ, не могу не протянуть ему руки́ благодарности какъ искушенная безчисленными скорбя́ми, наносимыми мнѣ слу́гами сатаны, въ теченіи 24 лѣтъ. Сыновья мои, десять лѣтъ страдаютъ за безкомпромиссную чистоту Вѣры, гдѣ-то въ Дальне-Сибирскихъ лагеряхъ. Не имѣя за всѣ эти го́ды о нихъ свѣ́дѣній, я могу думать, что они Мучениками, уже отошли къ Богу. Гдѣ могла найти я утѣшеніе, какъ не въ молитвѣ? А гдѣ было молиться?
Кто изъ истинно вѣрующихъ, съ чистою совѣстію, могъ переступить притворъ и войти въ храмъ, послѣ 1927 г., («Декретъ» митропол. Сергія о
поминовеніи властей), гдѣ молятся о благоденствіи слуги отца лжи и всего сатанинскаго сборища, окружающаго его? (Откр. Іоан. Богосл. гл. 3, ст. 9).
Вотъ тутъ-то Господь явилъ милліонамъ людей Свою величайшую милость, давъ въ лицѣ Митрополита Іосифа, земного отца, истиннымъ сына́мъ Церкви, страждущимъ по Церковной молитвѣ и возможности исполненія Святыхъ Таинствъ. Онъ призвалъ (съ благословенія изъ ссылки, Митрополита Петра Крутицкаго) къ молитвенному объединенію, въ потайныхъ комнатахъ, и на подобіе древнихъ хрiстіанъ, въ пещерахъ и вырытыхъ подъ землей церква́хъ, гдѣ можно-бы излить слезы и передать скорби въ Божіи руки.
Какъ существуютъ непримиримые, невещественныя понятія, а именно Богъ и сатана, Хрiстосъ и Антихрiстъ, добро и зло, правда и ложь, такъ и на Землѣ Руской, сейчасъ непримиримыхъ два понятія: эго Церковь называемая Іосифля́нской, въ Росіи; да, именно въ Росіи, ушедшей въ катакомбы, и сергія́нская, антихрiстова, безбожная, лука́внующая въ СССР.
Послѣ появленія статьи этой, начали́сь лживые, клеветническіе нападки и даже дерзкія увѣренія, будто Катакомбная Церковь не больше, какъ ми́ѳъ.
Я лично, бывала въ тѣхъ городахъ Казахстана, гдѣ въ одномъ случаѣ, въ глубоко́ вырытомъ подъ землей пространствѣ 4x5 арш. [2.8х3.5 м.] въ квадратѣ была устроена церковь, увѣшенная иконами и лампадами изъ разграбленныхъ и уничтоженныхъ церкве́й. Эти иконы продавались хулителями или просто выбрасывались. Служилъ смиренный молитвенникъ, ссыльный архимандритъ Б. и и́зрѣдка, пріѣзжавшій, отбывавшій вторую ссылку старый, почтенный Епископъ. Въ другихъ двухъ случаяхъ, Богослуженія происходили на поверхности земли, въ уединенныхъ землянкахъ. Бывала я и на Кавказѣ и на Югѣ Росіи и въ Москвѣ и ея окрестныхъ се́лахъ, гдѣ сбирались ночью, или совсѣмъ рано утромъ, съ большой предосторожностью и страхомъ, быть обнаруженными Г.П.У. молящіеся. Въ случаяхъ предательства, всѣ подвергались жесточайшимъ репрессіямъ, (но не одни мы грѣшные, имѣли этотъ страхъ, и Апостолы молились страха ради іудейскаго, за закрытыми дверями).
Въ г. М., одинъ старый іеромонахъ, даже имѣлъ святое мужество въ больницахъ тайно, съ Божіей помощью, пріобщать Св. Таинъ, умирающихъ, не признававшихъ сергіанскихъ священниковъ. Конечно приходилось носить свѣтскую одежду. Служеніе всегда шло шепотомъ, пѣнія не могло быть; все читалось; и только тамъ, гдѣ условія позволяли, пѣли чуть слышно.
Какъ уроженка, одной изъ среднихъ губе́рній, я могу сообщить о томъ, что видѣла и о чемъ слышала въ се́лахъ, съ приходомъ нѣмцевъ.
Нѣмцы, по занятіи какого либо селенія, объявляя о свободахъ, разрѣшали и даже поощряли (въ политическихъ цѣляхъ) открытіе церкве́й и свободное совершеніе Богослуженій и Таинствъ. Порывъ, му́чимыхъ гоненіями за Вѣру и притихшихъ крестьянъ, былъ стихійный; какъ паръ вырвавшійся изъ пріоткрытаго котла.
Гдѣ зданія церкви не было разрушено и превращено, съ кощунственными цѣлями, въ непристойные заведенія разнаго рода, тамъ все приводилось въ порядокъ; зданіе освящалось подъ церковь. Буквально бросился народъ Крестить дѣтей, начиная съ грудныхъ и много старшаго возраста. Иногда священникамъ приходилось Крестить по нѣскольку десятковъ за одинъ разъ. По Воскреснымъ днямъ, съ бубенцами и лентами, украшавшими лошадей, въ тарантасахъ и телѣгахъ, снова ѣхали съ веселыми лицами, иногда по нѣскольку свадебныхъ поѣздо́въ, какъ ихъ называютъ.
Покойниковъ могли отпѣвать и хоронить по Церковно-Православному уставу.
Конечно, изъ облачавшихся снова въ ризы и приня́вшихъ служеніе, было не мало, промысломъ Божіимъ сумѣвшихъ скрыть свое духовное званіе отъ ГПУ, самыхъ почтенныхъ, гонимыхъ іереевъ, но появилось и много, завѣдомо извѣстныхъ вѣрующимъ, перекрасившихся поклонниковъ сергіа́нской церкви, а потому многіе, не довѣряя и не поддаваясь легкомысленно обѣщаніямъ чужого народа чужой вѣры, хотя и побѣдителя въ то время, продолжали моленія въ Катакомбной Церкви. Гдѣ не было во́всѣ священника, чистаго отъ какихъ либо компромиссовъ съ м. Сергіемъ, «тамъ сбирались на «свѣчу́», какъ они называли. Въ мирное время, это конечно была бы секта, но тутъ собирались только преданные Св. Апостольской Православной Церкви, надѣясь на слова Спасителя гдѣ дво́е или тро́е во имя Мое, тамъ Я посреди́ нихъ. Богослуженія не было: люди складывались покупали или жертвовали воскъ, дѣлалась ручнымъ способомъ большая воскова́я свѣча, которая зажигалась передъ Образа́ми и собравшіеся пѣли только Псалмы и молитвы.
Вотъ то, что я видѣла и слышала, бывшая не разъ и не два на Катакомбныхъ моленьяхъ. Я уже очень старая и жду своего конца, прося о добромъ отвѣтѣ на Суди́щи Хрiстовомъ, а потому прошу истинно вѣрующихъ не усумниться въ правдивости моихъ показаній, о сіяющей тайно въ Росіи Катакомбной Церкви.
Православная хрiстіанка, молитвенный членъ Катакомбной Церкви. Н. Туренина.
Источникъ: «Православная Русь». Церковно-общественный о́рганъ Руской Православной Церкви Загра- ницей. №5. – Jordanville: Тνпографія Преп. Íова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1948 годъ.
источник материала