Благоверный царь Давид III Агмашенебели (Возобновитель)
26 (8. 02) января
В конце XI века Грузия испытывала тяжелейший политический кризис. Турецкий султан Мелик-Шах почти полностью захватил и предал разрушению страну. Эту эпоху историки Грузии называют "великим нашествием турок"
Враг не довольствовался физическим гонением грузин и всячески старался поколебать христианскую веру. Наряду с подкупом и соблазнительными уговорами аристократии, насаждению в их среде греховных навыков, в ход шли и устрашение, и обременение населения неимоверно тяжёлыми налогами. Всё это продолжалось в течение нескольких десятилетий, и некогда благоверный народ объяли страх, грех и неверие.
В такое тяжелое время бедствий и несчастий в 1089 году царь Георгий II отказался от престола и возложил царскую корону на своего шестнадцатилетнего сына - Давида.
Молодому царю досталось тяжёлое наследство - опустошённые поселения, разрушенные крепости и города, разваленное хозяйство и, самое главное, постоянные набеги захватчиков.
Царь Давид стал возвращать на старые места жительства беженцев, сплотил вокруг себя единомышленников и с ними стал объединять народ. Богомудрый царь особенно полагался на помощь и содействие Церкви.
Освобождение захваченных врагами территорий царь Давид начал с Кахетии и Эрети. Турки и изменники-феодалы не хотели сдаваться. Уповая на Милость Божию, царское войско бесстрашно вступило в бой с громадной армией турок вблизи Эрцухи. Царь Давид завершил битву удивительной победой и тем самым положил начало полному изгнанию из страны завоевателей.
"Войны удивительные" продолжались. Рядом со славным отцом стоял его достойный сын, царевич Димитрий (впоследствии - преподобный Дамиан, пом. 23 мая).
Царь Давид положил конец беспредельным нашествиям турок в Грузию из близлежащих областей. Обеспокоенный султан обратился за помощью к Арабскому правителю Дурбеизу, который под лозунгом "мусульманство в опасности" собрал 60-тысячную армию и послал в Грузию.
Стоял август 1121 года. Перед началом битвы на Дидгорском поле царь обратился к войску со словами: "Воины Христовы! Если мы будем самоотверженно защищать Завет Христов, мы сможем победить не только слуг лукавого, но и самого дьявола. Хочу предложить вам - все вместе, воздев руки к небу, дадим обет нашему Всемогущему Господу, что ради любви к Нему готовы умереть смертью храбрых, но не бежать с поля битвы".
Никто не помышлял отступать. Поразительная военная тактика царя и Всевышние Чудеса Небесные невероятным страхом объяли врага. Святой Великомученик Георгий, видимый всеми, предводительствовал грузинскому войску и своей десницей ниспровергал нечестивых.
После победы в Дидгори, в 1122 году царь Давид освободил захваченный турками Тбилиси, в 1123 году очистил Дманиси и этим завершил освобождение захваченных врагом территорий Грузии.
Наряду с военными действиями святой царь Давид вёл широкие строительные и восстановительные работы. В 1106 году царь Давид начал строительство Гелатского монастыря - венец его государственных деяний, и, пригласив известных учёных богословов и философов, заложил фундамент высшего духовного училища - Гелатской Академии. Там же основал он ксенон, оборудовав его всем необходимым. Щедрый и милостивый царь часто и сам навещал больных, ободрял их, обращался с ними как родной отец.
Заботливая рука Давида простиралась и за пределы Грузии, на святые места и многочисленные грузинские обители.
Царь, будучи большим книголюбом, свободное время уделял постижению глубин Святого Писания.
Просвещенный царь сам сочинял хвалебные песни Господу. Его перу принадлежит великолепный гимн - "Песнь Покаяния", - поражающий своей глубокой духовностью и силой покаяния. Самый бесстрашный, самый победоносный и самый праведный из грузинских царей, он оставил потомству удивительную исповедь своей души, где горько оплакивает все грехи, вольные и невольные, и просит отпущения грехов и милосердия у Всемогущего Судьи.
В 1125 году царь Давид объявил царевича Димитрия совладетелем царского трона.
Царь Давид с миром преставился в возрасте 53 лет. Святого Давида, по его завещанию, похоронили на пороге возведенного им самим и объявленного царской усыпальницей Гелатского монастыря.
источник материала