Опубликовано Общество - пн, 12/02/2019 - 00:57

БОГОСЛУЖЕБНЫЙ ЯЗЫК ПРАВОСЛАВНЫХ ИНОСТРАНЦЕВ
 

АРХИЕПИСКОП ВИТАЛИЙ (УСТИНОВ)

 

Доклад Архиерейскому Собору Русской Православной Зарубежной Церкви в 1978 г., Нью-Йорк.

Почти 60 лет наша Православная Зарубежная Русская Церковь разсеяна по всему свету. Такой период времени нам безусловно дает некий опыт в общении с инаковерующими и позволяет нам иметь свое суждение об очень важном вопросе — о богослужебном языке тех народов, среди которых Господу Богу было угодно нас поселить и некоторых сынов которых просветить истиной святого Православия. Почти нет ни одного прихода в нашей Церкви, где не было бы новопросвещенных из местных жителей. Наши батюшки, настоятели и их прихожане всегда с любовью старались снабдить последних православной литературой и лучшими переводами православных богослужений на их родном языке. Были в некоторых местах даже попытки и самые богослужения совершать на этих языках. Но по правде сказать до последнего времени такие случаи были далеко не стихийными, и потому в нашей Церкви не было и нет пока что крайней необходимости совершать богослужения на иностранных языках. Однако нам постоянно задают вопросы о возможности таких богослужений и мы должны как-то выработать правильный ответ и иметь определенную точку зрения на эту с каждым днем возрастающую в своем значении задачу, стоящую пред нашей Церковью.
Обыкновенно при разрешении этого вопроса мы естественно вспоминаем слова Господа нашего Иисуса Христа: «Дадеся ми всяка власть на небеси и на земли. Шедше научите вся языки крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа: учаще их блюсти вся, елика заповедах вам. И се Аз с вами есмь во вся дни, до скончания века: Аминь».
Казалось бы чего может быть проще? Прямая заповедь нам от Самого Господа должна вызвать в нас прямое послушание идти и просвещать все народы. Однако на деле, в жизни теперь все обстоит совершенно иначе. Все европейские народы на заре своего племенного или даже государственного бытия были уже просвещены светом святого Православия самими свв. апостолами, их учениками илисвв. Отцами Церкви. Но постепенно эти семена Божией пшеницы были подавлены плевелами ересей, которые прочно утвердились во всей Европе и оттуда перебросились в новый мир обеих Америк, а также в Африку, Азию и Австралию.
Не подобает ли нам вспомнить тут другие слова св. Евангелия: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И пришед находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собой семь других духов, злейших себя, и вошед живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого». Если поставим мы вместо слова человек — народ, то легко поймем всю трагедию народов, когда-то просвещенных светом св. Православия и затем утративших истину. И тогда повеление Божие о проповеди христианства всем народам мы поймем как народам языческим, детям природы, ибо и на деле и в жизни разве мы не видим, что ереси суть те семь духов злобы искаженного христианства, злейших всякого язычества. Как подтверждение к этим словам перед нами стоит исторический пример совсем недавнего прошлого — преосвящ. Николая японского, который за свою сравнительно короткую человеческую жизнь приобщил к Церкви Христовой тысячи язычников и создал целую японскую Православную Церковь. Мы же русские эмигранты руководимые сонмом архипастырей, между которыми были выдающиеся архиереи вселенского значения, с сотнями священников и благочестивых мирян, цвет русской мысли, едва ли приобщили к Церкви Христовой по настоящему, не поддельно и одну сотню из всех еретиков.
Уже от 10 до 12 веков господствуют эти ереси исказившие до неузнаваемости все учение Христово, Самый пречистый лик Иисуса Христа, Божией Матери и всех святых. Фактически остались лишь одни имена, которые для нас драгоценны, но если разсмотреть сущность дела, — как они веруют и исповедают христианское учение, как понимают духовную жизнь по этому учению, само Евангелие, Ветхий Завет, как иконографически изображают Спасителя, что является вершиной наглядного, выраженного православного мировоззрения, ибо иконопочитание для нас — догмат, догматическое учение в красках, некая графическая догматика, то из всего вышесказанного мы приходим к грустному заключению, что у всех этих последовательных еретиков за именем Иисуса Христа и Божией Матери не стоитьСам Иисус Христос, сама Матерь Божия, но кто-то ими вымышленный, ничего общего кроме имени с Богочеловеком не имеющий. Происходить какой-то всемирный грандиозный обман. Это все равно что, если бы на вывеске магазина было бы написано «хлебная», но в самом магазине продавали бы камни или какой-то суррогат. Или если бы называли имя всем хорошо известного человека, но когда стали бы описывать этого же человека, то оказалось бы что от него ровно ничего не остается, а только одно его имя, и все бы без исключения пришли бы к логическому, прямому разумному выводу, что это имя относится к какому-то другому однофамильцу.
Боже, Боже, почему же большинство православных христиан до сих пор этого не понимают в общении своем с инаковерующими!!? На таком потрясающем обмане стоить и держится весь экуменизм, прельстивший и прельщающий, обманувшийся и обманывающий все народы с их религиями называющими себя еще христианскими. Даже наши простодушные рядовые прихожане, для которых имя Спасителя и Божией Матери всегда являются святыней, не вдумавшись в самую суть всего этого обмана, духовного подлога мирового масштаба, услышав от инаковерующих для себя драгоценное имя Иисуса Христа, смущаются в своем сердце кажущимся для них фактом разделения так называемых церквей, как будто Христос не создал Свою Единую, Единственную Церковь и только в ней пребывает. И они, наши недогадливые прихожане начинают повторять всем известные пошлые, плоские мысли — «Бог Один и каждый, мол, по своему кланяется одному и тому же Богу». На что мы должны непременно ответить — «Да, Бог Один, и в этом нет никакого сомнения, но каждый из еретиков кланяется и служит своему вымышленному Богу, своему, своим умом и своими заблуждениями созданному Христу, то есть фактически уже прообразу Антихриста. Происходить какой-то мировой культ имени Иисуса Христа, а с Господом, Его Пречистой Матерью и Его святыми ничего общего не имеющего, некое мировое имябожничество. А что такое имябожник? Как поминающий имя Иисуса Христа, имя, за которым нет Самого Иисуса Христа, живого Бога.
Все это мы описали намеренно и исключительно для того, чтобы показать в какой духовной атмосфере развивались все великие европейские языки. Ведь именно за последние 10-12 веков зародились, выросли и развились все великие европейские литературы: французская, английская, немецкая, испанская, итальянская, не говоря уже о прочих менее значительных, как шведская, норвежская, датская, португальская, с прекрасными произведениями, литературными увековеченными типами, героями, которых ни один почитающий себя образованным человеком не может игнорировать.
Но, преосвященнейшие Владыки, все эти языки развивались вне истины, не выражая истины и менее всего выражая самое драгоценное, сакраментальное, молитвенно богослужебное стремление своей души. Будучи окутаны неправым учением о Христе, пропитанные еретическим духом с таким же мировоззрением, мироощущением и мистикой, порой полностью подвергнутой тяжелой болезни прелести, как на эти языки может быть переведено сразу же по словарю и с грамматикой в руках наше православное богослужение? Язык человеческий является величайшим даром Божиим, совершенно неотделимым от духа и души человека. Ведь все европейские языки, все последние века, как бы красиво, артистически, гениально не выражались, все-таки описывали они только падшего человека во всей его разнообразности чувств, мыслей, деятельности, но всегда неуклонно только в земной его сфере греха и совсем не с точки зрения вечной Христовой истины. Теперь можно даже сказать, что этот падший человек уже исчерпан не только в его психологии, но даже патологии сотнями тысяч произведений мировой литературы. Все сказано о человеке улицы, общества, о его похождениях, гримасах, поведении. Больше не о чем говорить, разве только о безпредельных новых горизонтах благодатного человека, святого, которого вся эта литература просто не знает. Как может язык в продолжении многих веков употребляя свои слова в тысячи нюансах, в разнообразии всех литературных жанрах прозы, поэзии, красноречии, философии, науке, искусстве и технике, как может этот язык вдруг сразу же выразить тот мир благодати Божией, который ему был до сего времени совершенно неизвестным. Тут встает этот вечный пресловутый вопрос о первенстве курицы и яйца, с мирской точки зрения, но для нас такого вопроса быть не может, такого недоумения не существует. Господь поставил пред Адамом весь животный мир и приказал Адаму именовать всех животных. И Адам назвал каждое животное так, что имя ему данное соответствовало всей сущности этого животного. Значит появляется сначала объект, сама вещь, которую мы затем называем, и обратного процесса быть не может. Этот же закон действует и в духовном мире. Наши слова — Богородица и другие названия даров Св. Духа: смирение, кротость, умиление, сокрушение, соборность, юродство, и весь мир православного мироощущения, мировоззрения, рожденных от этих даров, без которых нет вообще православия и не может быть, все эти слова не переводимы на европейские языки. И это только по тому, что самих этих даров нет. Нельзя назвать того, чего нет, чего не существует в понятии данного языка.
У нас уже много переводов на иностранные языки, в особенности самого главного богослужения, — божественной литургии. Эти переводы не сделаны какими-то недоучками, что могло случиться в самом начале нашей переводнической деятельности. Отец иеромонах Л., отпрыск древней аристократической семьи с высшим Оксфордским образованием перевел божественную Литургию.
И что же? Мне тут вспоминаются мои первые пастырские шаги в Англии. Когда у меня в приходе появилось до 15 душ православных англичан, то я решил поручить отцу Л. каждую субботу совершать божественную литургию на английском языке. В эту же группу новопросвещенных входил также и один благочестивый благодетель нашей Церкви, которого я незадолго до того присоединил к Церкви. Этот представитель безусловно высшего английского общества, близкий к правящим кругам Англии, переведший на английский язык много святоотеческих творений, через некоторое время пришел ко мне и совершенно чистосердечно сказал: конечно я интеллектуально понимаю литургию на своем родном языке, но я должен Вам сказать, что этого мало, что я предпочитаю слушать божеств. Литургию на менее мне понятном языке церковно-славянском. Мне легче молиться, мне отраднее, теплее на душе. Кстати эти субботние Литургии очень скоро сами собой закончились. Почти что ничего духовного не воспринимая, англичане один по одному просто прекратили посещать эти наши субботние богослужения. Здесь в северной Америке мне пришлось также присутствовать несколько раз на вечерних службах на английском языке и тогда для меня совершенно ясным сделался следующий факт.
Для создания богослужебного языка для каждого народа нам во-первых необходимы сами православные англичане, французы, немцы и проч., которые, приняв св. православие в подвиге поста и молитвы вольют в слова своего языка силу благодати Св. Духа от таинства своего крещения и только тогда найдут или новые слова для обозначения даров Святого Духа, которых у них не было, или используют уже существующие у них слова, освятив их, придав им новый, духовный смысл, который выйдет из подвига, как опыт духовный, пережитый, прочувствованный, а совсем не как приблизительный смысл, взятый каким-то переводчиком из словаря. По всей вероятности во святом Крещении крестится, обновляется сам человек и с ним крестится и постепенно обновляется, если можно так сказать, и его язык. Богослужебный свой язык должны себе создать сами народы принимающее православие, ибо такового у них нет, а мы можем им только в этом помочь.
Итак, как же нам себя вести в наших всемирных миссионерских трудах, на которые вывел нас Господь, разсеявши нас как пшеницу. У нас есть уже большая духовная литература, переведенная на иностранные языки.
Совершенно необходимо проповедовать на иностранных языках и даже читать св. Евангелие и апостола, но с богослужебным текстом надо поступать крайне осторожно, бережно. Богослужение это святая святых нашей Церкви. Богослужебный текст Октоиха и Миней, проверенный веками молитвами величайших святых Православной Церкви, которые молились и спаслись этими словами, является для нас уже догматическим и нравственным богословием. Существует уже даже и литургическая догматика. Наш добрый пастырь священник, батюшка, готовясь к проповеди прочитывает все богослужение предстоящего праздника, чтобы вдохновиться на свою проповедь. Передавая другим народам святые слова наших богослужений не должны ли и мы делать это с особой осторожностью.Итак, надо вводить в богослужение для иностранцев очень умело одно-два слова на их языке, или какой-нибудь возглас и пока что долго на этом держаться, пока к этим словам молитвенно не привыкнут, пока эти слова не овеются благодатной силой, пока от них не отпадет веками осевший налет мирской, языческий, еретический, сентиментальный, пошлый, душевный. Как мешок, содержаний золото, золотится от соприкосновения к слитку золота, так иностранные языки должны, по одному вставленные в наше богослужение, по степенно впитывать в себя влагу росы духовной благодати Святого Духа. Если мы не можем пользоваться в нашем православном богослужении, нашей прекрасной пушкинской речью, столь близкой и церковно-славянскому языку, как близка дочь к своей матери, то что сказать о тех языках, на которых никогда вообще не совершалось православное богослужение. Процесс длительный, но зато верный, потому что требует от новообращенного известной доли терпения и кротости.
Для всех же народов, желающих приобщиться к истине, к Церкви Христовой крайне необходимо, хоть в самой малой степени последовать подвигу св. патриарха Авраама, которому Господь повелел: «выйди из земли твоей, от родства твоего, и из дома отца твоего и иди в землю, которую я укажу тебе», — а также и подвигу блаженной Руфи, по крови моавитянке и язычнице, которая вошла вродословную по плоти Господа нашего Иисуса Христа за то, что возлюбила истину больше своего народа. Когда Ноеминь свекровь ее после смерти своего мужа Елимелеха и двух сыновей своих Махлона и Хилеона предложила ей вернуться к народу своему, то Руфь ответила ей: «не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я жить буду; народ твой будет моим народом, и твой Бог — моим Богом» (Руфь 1.16).
А мы знаем из св. Евангелия как трудно было богатому юноше последовать за Христом, как и всякому на роду с большим историческим прошлым, народу состарившемуся в своей богатой культуре, по земному славной, взять на себя этот подвиг. Трудно, очень трудно, но Богу все возможно. Аминь.
Архиепископ Монреальский и Канадский Виталий
***
Мы считаемъ что служить на языкѣ даннаго народа являтеся естественной необходимостью, къ которой придутъ постепенно всѣ автокефальныя православныя Церкви, разсѣянныя по всему мiру, но переходить на новый стиль теперь, когда и патрiархи вселенскiе говорятъ о возвращенiи къ премудрому Юлiанскому календарю, мы считаемъ большимъ соблазномъ и грѣхомъ.
Православное Обозрѣнiе, № 26. Май 1959 г.
***
Определение
Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей
24 июля/6 августа 1984 г.
О богослужебном употреблении разных языков
О богослужебном употреблении иностранных языков вынесена следующая резолюция:
«С течением времени и ростом новых поколений, у них постепенно утрачивается знание русского языка и понимание церковно-славянского, чем вызывается к жизни пользование языком местной страны. Однако, западные языки, развивавшиеся вне православной Церкви и Её культуры, не всегда могут точно передать значение ряда славянских и греческих выражений в молитвах и Писании. По этой причине надо дорожить сохранением в богослужении языков православных народов, славянского и греческого, насколько это практически возможно.
Поскольку православному человеку свойственно заботиться о хранении предания и принятого порядка, это сказывается и в вопросе богослужебного языка, тем более, что в данном случае можетприсоединиться и национальное чувство. С другой стороны, для прихожан, не знакомых со славянским или греческим языком, надо иметь возможность понимать богослужение на своем языке. Задачей Церкви при этом является такт в вопросе о постепенном допущении иноязычных богослужений. Поспешность в этом деле может сильно повредить духовной жизни верующих. Ввиду сего, ощутив в своём приходе желание части прихожан ввести языковые перемены в богослужение, настоятель должен донести о всех обстоятельствах епархиальному Архиерею, и вносит те или иные перемены только с его одобрения.
Ступени введения местного языка могут быть следующие:
1. Исповедь, не знающих русского языка на родном для них языке.
2. Некоторые ектеньи и проповедь на двух языках.
З. Чтение Евангелия и Апостола на двух языках.
4. Произнесение некоторых возгласов.
5. В случае нужды, совершение всей службы на местном языке в некоторые дни.
Церковная Жизнь. 1984. № 1 -2. С. 8-9.
источник материала

Исторические материалы о святых местах.

aСобор Святого Александра Невского в Париже.

aАхтырский Троицкий монастырь

aАфон и его окрестности

aНовый русский скит св. апостола Андрея Первозванного на Афоне

aХарьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

aВифлеем

aВИЛЕНСКИЙ СВЯТО-ДУХОВ МОНАСТЫРЬ

aВладимирская пустынь

aСказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

aГефсимания. Гробница Богородицы

aГефсиманский скит.

aГлинская пустынь

aГора Фавор и долина Изреель

aГолгоѳо-Распятскій скитъ

aГороховатская пустынь

aДИВНОГОРСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ.

aОписание Зилантова монастыря

aЗмиевской Николаевский казацкий монастырь

aМѢСТО КОНЧИНЫ ІОАННА ЗЛАТОУСТА.

aСпасо-Преображенский Лубенский Мгарский мужской монастырь.

aКосьмо-Дамиановский монастырь

aКраснокутский Петропавловский монастырь

aЛеснинский монастырь

aНазарет

aСИОНСКАЯ ГОРНИЦА

aмонастыри Афона

aЕлеонская гора - место Вознесения Господня

aЕлецкий Знаменский монастырь на Каменной горе.

aМОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ

aКиевский Богородице-Рождественский монастырь в урочище «Церковщина».

aКуряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

aСпасо-Вифанский монастырь

aНиколаевский храм на Святой Скале

aНиколаевский девичий монастырь

aВсехсвятский кладбищенский храм.

aОзерянская пустынь

aИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СКИТА ВО ИМЯ СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ГОСПОДНЯ, НАХОДЯЩАГОСЯ ПРИ КОЗЕЛЬСКОЙ ВВЕДЕНСКОЙ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

aРека Иордан

aКрасный собор. История храма Святой Екатерины

aИсторическое описание Саввино-Сторожевского монастыря

aЛЕТОПИСЬ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ.

aКРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

aСЕРАФИМО — ПОНЕТАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

aСофийский собор

aСвято-Успенская Святогорская пустынь

aСпасо-Вознесенский русский женский монастырь

aИсторическое описание Московского Спасо-Андроникова монастыря

aПокровский храм Святогорской обители.

aПещеры Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aПещерный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских

aСеннянский Покровский монастырь

aСумской девичий Предтечев монастырь.

aХорошевский Вознесенский женский монастырь.

aСобор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

aСвято-Успенская Почаевская Лавра

aУспенский собор Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aУспенский собор Киево-Печерской лавры

aУспенский собор в городе Харькове.

aСвято-Успенский Псково-Печерский монастырь

aЧасовня апостола Андрея Первозванного

aПещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи

aИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО. ИЕРУСАЛИМСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ.

aИстория Святогорского Фавора и Спасо-Преображенского храма

aСвятая Земля. Хайфа и гора Кармил

aХеврон. Русский участок и дуб Мамврийский (дуб Авраама)

aХрамы в Старобельском районе.

aХрамы Санкт-Петербурга

aПамять о Романовых за рубежом. Храмы и их история.

aШАМОРДИНСКАЯ КАЗАНСКАЯ АМВРОСИЕВСКАЯ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

aПРЕПОДОБНЫЙ САВВА ОСВЯЩЕННЫЙ И ОСНОВАННАЯ ИМЪ ЛАВРА.

Церковно-богослужебные книги и молитвословия.

aАрхиерейский чиновник. Книга 1

aАрхиерейский чиновник. Книга 2

aБлагодарственное Страстей Христовых воспоминание, и молитвенное размышление, паче иных молитв зело полезное, еже должно по вся пятки совершати.

aБогородичное правило

aБогородичник. Каноны Божией Матери на каждый день

aВеликий покаянный Канон Андрея Критского

aВоскресные службы постной Триоди

aДРЕВНЯЯ ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА НА ПАСХУ.

aЗаклинание иже во святых отца нашего архииерарха и чудотворца Григория на духов нечистых

aЕжечасныя молитвенныя обращенія кающагося грѣшника къ предстательству Пресвятой Богородицы

aКанонник

aКанонник

aКоленопреклонные молитвы, читаемые на вечерне праздника Святой Троицы.

aПОСЛѢДОВАНІЕ МОЛЕБНАГО ПѢНІЯ О ОБРАЩЕНІИ ЗАБЛУДШИХЪ, ПѢВАЕМАГО ВЪ НЕДѢЛЮ ПРАВОСЛАВІЯ И ВО ИНЫХЪ ПОТРЕБНЫХЪ СЛУЧАЯХЪ.

aМОЛЕБНОЕ ПѢНІЕ ВО ВРЕМЯ ГУБИТЕЛЬНАГО ПОВѢТРІЯ И СМЕРТОНОСНЫЯ ЗАРАЗЫ.

aМОЛИТВА ЗАДЕРЖАНИЯ

aМолитвы иерея

aМолитва ко Пресвятей Богородице от человека, в путь шествовати хотящаго.

aМолитва Михаилу Архистратигу, грозному воеводе

aМОЛИТВА ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

aМолитва о спасеніи Церкви Православной.

aМолитва по соглашению

aМОЛИТВА Cвященномученика Киприана

aМолитва святителя Иоасафа Белгородского

aМОЛИТВОСЛОВІЯ НА НОВЫЙ ГОДЪ.

aМОЛИТВЫ ПОКАЯННЫЕ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

aМолитвенное поклонение святым угодникам, почивающим в пещерах Киево-Печерской Лавры

aМолитвы священномученика Серафима (Звездинского), составленные в заключении.

aМолитвы митрополита Филарета (Дроздова)

aМОЛИТВЫ ВЪ НАЧАЛѢ ПОСТА СВЯТЫЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ.

aМолитвослов

aМолитвослов

aМолитвослов

aОктоих воскресный

aПанихидная роспись в Бозе почивших Императорах и Императрицах, Царях и Царицах и прочих Высочайших лицах. С-Петербург. - 1897г.

aПассия

aПѢСНЬ БЛАГОДАРСТВЕННА КЪ ПРЕСВЯТѢЙ ТРОИЦЫ, ГЛАГОЛЕМА ВО ВСЮ СВѢТЛУЮ НЕДѢЛЮ ПАСХИ

aПОЛНЫЙ СЛУЖЕБНИК 1901 ГОДА

aПоследование молебного пения, внегда Царю идти на отмщение против супостатов. 1655 г.

aПсалтирь

aПсалтирь

aПсалтирь Божией Матери

aПоследование во святую и великую неделю Пасхи

aПОСЛѢДОВАНІЕ «О РАЗГРАБЛЯЮЩИХЪ ИМѢНІЯ ЦЕРКОВНЫЯ И ОЗЛОБЛЯЮЩИХЪ БРАТІЮ И СЛУЖИТЕЛЕЙ ЦЕРКОВНЫХЪ».

aПоследование седмичных служб Великого поста

aПостная Триодь. Исторический обзор

aПОХВАЛЫ, или священное послѣдованіе на святое преставленіе Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Марíи

aСлужбы предуготовительных седмиц Великого поста

aСлужбы первой седмицы Великого Поста

aСлужбы второй седмицы Великого поста

aСлужбы третьей седмицы Великого поста

aСлужбы четвертой седмицы Великого поста

aСлужбы пятой седмицы Великого поста

aСлужбы шестой седмицы Великого поста

aСлужбы Страстной седмицы Великого Поста

aСОКРАЩЕННАЯ ПСАЛТЫРЬ СВЯТОГО АВГУСТИНА

aТипикон

aТребник Петра (Могилы) Часть 1

aТребник Петра (Могилы) Часть 2

aТребник Петра (Могилы) Часть 3

aТриодь цветная

aТРОПАРИОН

aЧасослов на церковно-славянском языке.

aЧинъ благословенія новаго меда.

aЧИНЪ, БЫВАЕМЫЙ ВЪ ЦЕРКВАХЪ, НАХОДЯЩХСЯ НА ПУТИ ВЫСОЧАЙШАГО ШЕСТВІЯ.

aЧИНЪ «НА РАЗГРАБЛЯЮЩИХЪ ИМѢНІЯ ЦЕРКОВНЫЯ»

aЧИН ПРИСОЕДИНЕНИЯ КЛИРИКОВ ПРИХОДЯЩИХ ОТ ИЕРАРХИИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ УСТАНОВЛЕННЫЙ СОБОРОМ ЕПИСКОПОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ (27 ОКТЯБРЯ/9 НОЯБРЯ 1959 Г.)

aЧин чтения 12-ти псалмов 

aМолитвы Оптинских старцев.

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел историко-статистический

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-календарный

aНастольная книга для священно-церковнослужителей. Отдел церковно-практический

aСправочник по ересям, сектам и расколам

aМОЛИТВА МАТЕРИ О СВОИХЪ ДѢТЯХЪ.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ КЛЕВЕТЫ НА ИМЯСЛАВИЕ И ИМЯСЛАВЦЕВ.

Ф

ФЗабытые страницы истории церковно-революционной деятельности Св. Синода РПЦ или почему погибла Святая Русь(Часть 1).

ФЧасть книги иеросхимонаха Антония (Булатовича) « Православная Церковь о почитании Имени Божия и о молитве Иисусовой». С-П., 1914г., посвященная вопросу об имяславии.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича) св. Царю-Мученику Николаю

ФВысок ли авторитет Святейшего Синода и Патриарха?

ФОсуждение преступлений Синода по его церковной и гражданской линиям.

ФИстория Афонской смуты

ФИмяславие

ФНепобедимый защитник Православия иеросхимонах Антоний (Булатович).

ФГлавный учредитель Союза Русского Народа и столп Православия имяславец игумен Арсений (Алексеев).

ФИ паки клевещет на ны ритор Тертилл

ФАпология веры во Имя Божие и во Имя Иисус.

ФПисьмо новомученика Михаила Новоселова к NN конец 1918 — начало 1919 г.

ФПисьмо схимонаха Илариона к Л.З. от начала 1915 (?) г..

ФПРОШЕНИЕ В ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СИНОД

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича)

ФМоя мысль во Христе.

ФПисьма иеросхимонаха Антония (Булатовича).

ФОчерк о том, кто стоял и стоит за гонением на старообрядцев и имяславцев, и смог ли Митрополит Антоний (Храповицкий) доказать «еретичность» Имяславия.

ФЗащита Царём Николаем II Афонских исповедников, оклеветанных Синодом.

ФПраво на ложь – «священное» право Святейшего Синода Русской Православной Церкви, которое бережно сохраняется преемниками в наше время.

ФОбращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора. Письмо новомученика Михаила Новоселова к NN. Письмо епископа Тульского и Одоевского Ювеналия Патриарху Московскому и всея России Тихону.

ФКорни имяборчества

ФМоя борьба с имяборцами на Святой Горе

ФАФОНСКИЙ РАЗГРОМ

ФРАЗБОР ПОСЛАНИЯ СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА ОБ ИМЕНИ БОЖИЕМ

ФНа заметку исповедникам имяборческой ереси в среде Русской Зарубежной Церкви: профессор Сергей Викторович Троицкий, на которого всегда любите ссылаться, был работником Московской Патриархии и написал сочинение «О неправде Карловацкого раскола»!

ФОбращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора.

ФХроника Афонского дела

ФО молитве Иисусовой.

ФПисьмо Митрополита Бостонского Ефрема о Заблуждениях Послания Российского Синода 1913 года

ФГлавная ошибка при рассмотрении вопроса по имяславию.

ФГлавное доказательство того, что архиереи Русской Православной Церкви не могли в 1913 году православно и правильно делать заключения по учению об Имени Божием.

Ф

 

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ХАРЬКОВСКОЙ ЗЕМЛИ.

Фотогалерея «Забытые фрагменты православной жизни Харьковской губернии».

Святитель Мелетий Леонтович, архиепископ Харьковский Ахтырский.

История Харьковского края: посёлок Панютино и село Катериновка.

Как венгры хозяйничали в Змиевском районе Харьковской области весной 1942 года

Герои Первой Мировой войны, уроженцы Харьковской губернии: Неустрашимый образец офицерской чести генерал Степан Иванович Кулешин.

Настоятель Архангело-Михайловской церкви в селе Казачья Лопань священник Филарет Антонов.

О слобожанских волонтерах в 1915 году

Церковь святого Архистратига Михаила фашистские оккупанты запомнили навсегда.

Храм-крепость.

Важнейшие города, селения и достопримечательности Харьковской губернии

"Современная" деревня в Харьковской губернии. 1893 год

Список волостей и селений Харьковской губернии. Составленный Санитарным бюро в 1909 году. (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьковский календарь 1917 года (Имеет сведения по Луганщине: Старобельскому уезду и Сватовщине).

Харьков. 1918 год. Первая немецкая оккупация

Харьковский фотограф Алексей Михайлович Иваницкий.

Обычное право крестьян Харьковской губернии

Краснокутский Петропавловский монастырь.

Неизвестная фотография

Светильники под спудом. Часть 1.

Священномученик Павел (Кратиров) епископ Старобельский

Спасов Скит

КРУШЕНИЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ПОЕЗДА

Катакомбный старец Св. Серафим Харьковский

Озерянская икона Божией Матери: история и чудеса

Отец Никита Лехан

Святитель Афанасий Патриарх Цареградский Лубенский и всея Руси чудотворец.

Катакомбный исповедник иеромонах Серафим (Шевцов).

Подвижник благочестия старец Стефан(Подгорный), монах Суздальского Спасо-Евфимиевого монастыря, сподвижники и сострадальцы его.

ПЕСЧАНСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Житие святителя Мелетия (Леонтовича), архиепископа Харьковского и Ахтырского.

Автобиография

Священномученик Александр архиепископ Харьковский.

Катакомбный исповедник иеромонах Амфилохий (Фурc)

Сеннянский Покровский монастырь

ДУХОВНЫЙ ДНЕВНИК АРХИМАНДРИТА ТИХОНА (БАЛЯЕВА)

Казанская (Высочиновская) икона Божией Матери

Священномученик Онуфрий (Гагалюк)

Чудотворная Каплуновская икона Божией Матери

Чудесное избавление от смерти.

Хорошевский Вознесенский женский монастырь.

Историко-статистическое описание Харьковской епархии

Озерянская пустынь

Митрополит Нафанаил (Троицкий)

Преосвященный Нефит, епископ Старобельский.

Преосвященный Феодор епископ Старобельский.

Сказание о чудотворной Высочиновской иконе Божией Матери и создании Высочиновского Казанского мужского монастыря. Книга 1902 года.

Чудеса святителя Николая Чудотворца на Харьковской земле.

Апокалиптические ужасы. (Ужас шестнадцатый).

Верхо-Харьковская игумения Емилия

Слобожанские ветви родового древа святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского (Максимовича).

Евстафий Воронец

Архиепископ Амвросий (Ключарев).

«Расстрелян в своём имении...»

Успенский собор в городе Харькове.

Тайна царского колокола

Змиевской Николаевский казацкий монастырь

Николаевский девичий монастырь

Владимирская пустынь

Куряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

Священномученик Иларион Жуков

Харьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

После Восьмого Собора карантин - святое дело.....

Катакомбный исповедник Иоанн Молчанов.

СЛЕПАЯ СТАРИЦА НАТАЛЬЯ ХАРЬКОВСКАЯ

Благотворительность в Харькове.

Иван Дмитриевич Сирко - славный кошевой атаман войска запорожских низовых козаков.

Природа и население Слободской Украйны. Харьковская губерния. Книга 1918 года. 

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

Семья Алчевских.

Гороховатская пустынь

Скорбный жизненный путь инокини Арсении (Литвиновой).

Борис Дмитриевич Гринченко.

Харьковское духовенство в Белой Армии.

Собор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

Чудотворные иконы святителя Николая Чудотворца Харьковского Николаевского девичьего монастыря

Харьковский Покровский монастырь

Митрополит Харьковский и Богодуховский Стефан (Проценко)

Риттих А. Ф. Этнографический очерк Харьковской губернии. - [Харьков, 1892] (Есть упоминание о Старобельском уезде).

Открытие и первые шаги деятельности Харьковского союза русского народа. - Харьков, 1906.

Церковь и духовенство города Харькова в XIX веке.

О жизни генерал-майора В. Д. Вольховского

Генерал-майор Владимир Дмитриевич Вольховский.

Архимандрит Порфирий (Виноградов)

Первая мировая война, Харьков и дети.

О харьковчанках-героинях.

История Харьковщины: О лазаретах, раненых, беженцах и Юлиусе Кениге.

Впечатления о Харькове, оставленные в 1886 году юной барышней

Три маленьких истории о харьковских губернаторах

Поэт-священник Филипп Пестряков.

Религиозно-нравственные стихотворения

Предатели из Гороховки

Немного о Харькове в первые месяцы Великой войны

Немного историй о кладах.

1915 год ― эвакуация в Харьков

Катакомбный иеромонах Пахомий (Петин), священноисповедник Харьковский.

Письма к духовным чадам катакомбного иеромонаха Пахомия (Петина), священноисповедника Харьковского. Часть 1.

Письма к духовным чадам катакомбного иеромонаха Пахомия (Петина), священноисповедника Харьковского. Часть 2.

Харьковский новомученик священномученик иерей Григорий Доля.

История Харьковщины: Курско-Харьковско-Азовская железная дорога.