Опубликовано Общество - вс, 06/21/2020 - 10:34

Грозное наказание за клевету на Царскую Семью.

Вызывает недоумение, почему архиереи Святейшего Синода, столь бдительно следившие за деятельностью Григория Распутина и духовным состоянием афонских иноков-имяславцев, совершенно не замечали, чем занимаются их собратья-архиереи.......

В августе 1917 года епископ Енисейский Никон (Бессонов) объявил Святейшему синоду, что отказывается от архиерейской кафедры, снимает с себя сан и монашество, поскольку «глубоко разочарован в русском православии». Дальнейшую жизнь в сане и монашестве назвал «недопустимым лицемерием» (РГИА. Ф. 796. Оп. 205. Д. 270. Л. 1). Более того, он отрекся и от церкви.

Николай Бессонов родился 10 июля 1868 года в Могилевской губернии в дворянской семье. Высшее образование получил в Московском Константиновском межевом институте, после чего поступил в Московскую духовную академию, где и принял постриг. В 1906 году его рукоположили в епископа Балтского, викария Подольской епархии. А в 1909 году перевели на Кременецкую кафедру викария Волынской епархии.

В Кременце Бессонов примкнул к черносотенному движению, возглавив «Почаево-Волынский Союз русского народа». Был депутатом (от Волынской губернии) IV Государственной думы. Критикуя аграрную политику царских властей, Бессонов ратовал за передачу помещичьих земель крестьянам. По его мнению, создание думской клерикальной группировки помогло бы в решении аграрного вопроса.

Однако в черносотенцах он продержался недолго. В 1913 году председатель «Одесского отдела Дубровинского Союза русского народа» писал синодальному обер-прокурору: «Искренне сожалею, что среди православной иерархии существуют личности, подобные епископу Никону» (РГИА. Ф. 796. Оп. 205. Д. 264. Л. 13).

В том же году ему предоставили самостоятельную Енисейскую кафедру в Красноярске. Но на деле это означало ссылку. Причиной послужило то, что епископ якобы участвовал в скандальной истории в женском духовном училище, «чем оставил по себе весьма дурную память», свидетельствовал митрополит Евлогий (Георгиевский).

С Енисейской кафедры Бессонов продолжил «порицать правительство, играть в политику», писал в 1913 году обер-прокурору Синода Владимиру Саблеру житель Красноярска Евгений Шилов. «Писания епископа, – жаловался бдительный гражданин, – это прокламации, злые, едкие нападки… Он подрывает в народе всякое доверие к правительству».

Бессонов не жалел крутых слов. Души членов правительства назвал «кротиными», намекая на политическую слепоту стоящих у трона, именовал их «лакеями» и «прихлебателями». Подметил, что «земельные, хлебные и другие важнейшие вопросы… российской действительности как-то не доходят до рук и сердец ни начальства, ни Думы… Что же сами молчат и чего ждут? Нестроений, бунтов, за которые будет расстрел тех же недоедающих, голодных, несчастных крестьян?! У нас боятся больших дел и реформ, ограничиваются мелочами, пустячками…».

Красноярская пресса усердно публиковала откровения иерарха. Но осторожность все же не покидала епископа, и он оговаривался: «Я не за революцию… а за правду, исходящую от любящего царя, Родину и народ сердца». Он провозглашал себя монархистом, верящим в возможность обустроить страну. Пояснил, что для достижения блага «в Думе должны объединиться духовенство, крестьяне и хорошие господа».

Упомянутый выше критик епископа коснулся и епархиальных событий: «В духовных делах он тоже натворил… массу зла. Из капитала женского монастыря взял 20 тыс. руб. на пустячное дело и без разрешения Св. Синода… И много, очень много наделал нехорошего… идет против начальства и закона» (РГИА. Ф. 796. Оп. 205. Д. 264. Л. 3). Однако, как нам известно, секретарь Енисейской духовной консистории Василий Шольский не подавал в Синод рапортов о неблаговидных поступках Бессонова при управлении епархией.

Страсти вокруг Бессонова особенно накалились, когда разразилось антисемитское «дело Бейлиса». Бессонов высказался незамедлительно, поместив статью в газете «Енисейская мысль». В возможность ритуальных убийств, что вменялось евреям, Бессонов вроде бы не верил. «Пока мне не докажут этого… как дважды два четыре, я всегда скажу: нет, не существуют… Нет, я не могу так легко обвинить целую нацию… не вижу и доныне основательных, очевидных доказательств справедливости обвинения ни у кого… Я никогда не посмею еврейскую религию… Богом данную, легкомысленно обвинить в такой мерзости», – писал он. Напомнил, что и христиан в древности ложно обвиняли в совершении ритуальных убийств. Выражая сочувствие евреям, назвал их «богато одаренной нацией», не сомневаясь, что «среди евреев есть много людей хороших, честных, самоотверженных».

Консервативная общественность вознегодовала: «Допустимо ли терпеть христианской церкви подобных епископов, как красноярский Никон?» По мнению негодующих, поместив заметку в «Енисейской мысли», Никон выступил «с чисто хамским поруганием Св. Церкви и с отстаиванием жидовской религии» (РГИА. Ф. 796. Оп. 205. Д. 264. Л. 10).

Заметку в газете положили на стол министру внутренних дел Николаю Маклакову, и тот передал ее обер-прокурору Саблеру. Бессонову пришлось объясняться. Обратимся к его рапорту в Синод, отправленному спустя полтора месяца после выхода в свет публикации. Удивляет уже начало документа: «Никаких симпатий к евреям как обидчикам и поработителям русского народа я никогда не имел. Я всегда боролся с экономическим засильем еврейства» (РГИА. Ф. 796. Оп. 205. Д. 264. Л. 16 об.).

Бессонов оправдывался так: «Я говорил исключительно о религии… о вере Авраама, Исаака и Иакова… думаю, что я не уклоняюсь от учения святой Православной церкви, утверждая, что в религии иудейского народа, священной книгой которого является не Талмуд и Каббала, а Тора, – ритуальные убийства людей не допускаются». Далее продемонстрировал известную изворотливость, смягчив ее в конце следующей тирады: «Я никогда не говорил… что среди евреев не может быть изуверских сект… подобно тому, как они существуют даже среди христиан… Мне только казалось, что нельзя – легкомысленно и грешно – обвинять в существовании ритуальных убийств весь еврейский народ…».

Февральскую революцию Бессонов встретил восторженно. 12 марта он произнес речь в Красноярске: «Наши многие русские монархи и особенно последний из них Николай II со своею супругою Александрою так унизили, так посрамили, опозорили монархию… В то время, как наши герои проливали свою драгоценную кровь… Ирод упивался вином, а Иродиада бесновалась со своим Распутиным… Монарх и его супруга изменяли своему же народу».

Бунтарю в рясе пришлось поплатиться за радикализм и неуживчивый нрав. В архиве есть любопытное дело: «Письма енисейского епископа Никона с выражением негодования… по поводу отстранения его от должности» (РГИА. Ф. 797. Оп. 96. Д. 296). Письма датируются июнем-июлем 1917 года, то есть еще до подачи Бессоновым рапорта о снятии с себя сана.

12 августа 1917 года Святейший синод официально лишил Никона духовного сана, вернув в мирское состояние. В связи с этим Бессонов отправил председателю Государственной думы Михаилу Родзянко телеграмму: «Я снял с себя епископский сан и монашество. Отказавшись от духовного ведомства, я смогу всегда быть самым аккуратным членом Гос. Думы и участником её совещаний».

Когда же он все-таки решился отказаться от сана, то женился на своей сожительнице,  бывшей ученице духовного училища, привезенной им с Волыни. Но супружество длилось недолго: жена стала жертвой преступников, она была найдена в постели мертвой, с револьверной раной. Бессонов похоронил ее в женском монастыре, положив на грудь покойницы свою панагию, знак архиерейского достоинства, в ноги – клобук, символ монашества. Разумеется, это вызвало новый взрыв негодования его недоброжелателей.

Политическая деятельность Бессонова продолжилась в 1918 году, уже на гетманской Украине. Он возглавил Департамент исповеданий Центральной рады. Сместить его с этого поста пытался Евлогий (Георгиевский), специально обратившись к главе Рады.

На просьбу архиепископа Волынского Евлогия (Георгиевского) пожалеть Церковь и сместить министра-ренегата глава Рады Всеволод Голубович ответил отказом, сославшись на хорошую осведомлённость Бессонова в церковных делах.

Позже подрабатывал театральным критиком, не гнушался бульварных изданий, подписывал свои рецензии «бывший епископ Никон — Микола Бессонов». Подробностей о том, как сложилась дальнейшая судьба бывшего епископа Никона, нет, за исключением того факта, что жизнь его оборвалась уже в 1919 год.

https://credo.press/231588/

Исторические материалы о святых местах.

aАхтырский Троицкий монастырь

aАфон и его окрестности

aНовый русский скит св. апостола Андрея Первозванного на Афоне

aХарьковский Свято-Благовещенский Кафедральный собор

aВифлеем

aВИЛЕНСКИЙ СВЯТО-ДУХОВ МОНАСТЫРЬ

aВладимирская пустынь

aГефсимания. Гробница Богородицы

aГефсиманский скит.

aГлинская пустынь

aГора Фавор и долина Изреель

aГолгоѳо-Распятскій скитъ

aДИВНОГОРСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ.

aОписание Зилантова монастыря

aЗмиевской Николаевский казацкий монастырь

aСпасо-Преображенский Лубенский Мгарский мужской монастырь.

aКраснокутский Петропавловский монастырь

aЛеснинский монастырь

aНазарет

aСИОНСКАЯ ГОРНИЦА

aмонастыри Афона

aЕлеонская гора - место Вознесения Господня

aЕлецкий Знаменский монастырь на Каменной горе.

aМОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ

aКиевский Богородице-Рождественский монастырь в урочище «Церковщина».

aКуряжский Старохарьковский Преображенский монастырь

aСпасо-Вифанский монастырь

aНиколаевский храм на Святой Скале

aНиколаевский девичий монастырь

aВсехсвятский кладбищенский храм.

aОзерянская пустынь

aИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СКИТА ВО ИМЯ СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ГОСПОДНЯ, НАХОДЯЩАГОСЯ ПРИ КОЗЕЛЬСКОЙ ВВЕДЕНСКОЙ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

aРека Иордан

aИсторическое описание Саввино-Сторожевского монастыря

aЛЕТОПИСЬ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ.

aСЕРАФИМО — ПОНЕТАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

aСофийский собор

aСвято-Успенская Святогорская пустынь

aСпасо-Вознесенский русский женский монастырь

aПокровский храм Святогорской обители.

aПещеры Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aПещерный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских

aСеннянский Покровский монастырь

aХорошевский Вознесенский женский монастырь.

aСобор Христа Спасителя в Спасовом Скиту возле с.Борки.

aСвято-Успенская Почаевская Лавра

aУспенский собор Свято-Успенской Святогорской пустыни(Лавры).

aУспенский собор Киево-Печерской лавры

aУспенский собор в городе Харькове.

aСвято-Успенский Псково-Печерский монастырь

aЧасовня апостола Андрея Первозванного

aПещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи

aИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО. ИЕРУСАЛИМСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ.

aИстория Святогорского Фавора и Спасо-Преображенского храма

aСвятая Земля. Хайфа и гора Кармил

aХеврон. Русский участок и дуб Мамврийский (дуб Авраама)

aХрамы в Старобельском районе.

aХрамы Санкт-Петербурга

aПамять о Романовых за рубежом. Храмы и их история.

aШАМОРДИНСКАЯ КАЗАНСКАЯ АМВРОСИЕВСКАЯ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

Церковно-богослужебные книги и молитвословия.

aАрхиерейский чиновник. Книга 1

aАрхиерейский чиновник. Книга 2

aБлагодарственное Страстей Христовых воспоминание, и молитвенное размышление, паче иных молитв зело полезное, еже должно по вся пятки совершати.

aБогородичное правило

aБогородичник. Каноны Божией Матери на каждый день

aВеликий покаянный Канон Андрея Критского

aВоскресные службы постной Триоди

aДРЕВНЯЯ ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА НА ПАСХУ.

aЗаклинание иже во святых отца нашего архииерарха и чудотворца Григория на духов нечистых

aЕжечасныя молитвенныя обращенія кающагося грѣшника къ предстательству Пресвятой Богородицы

aКанонник

aКанонник

aКоленопреклонные молитвы, читаемые на вечерне праздника Святой Троицы.

aМОЛЕБНОЕ ПѢНІЕ ВО ВРЕМЯ ГУБИТЕЛЬНАГО ПОВѢТРІЯ И СМЕРТОНОСНЫЯ ЗАРАЗЫ.

aМОЛИТВА ЗАДЕРЖАНИЯ

aМолитвы иерея

aМолитва ко Пресвятей Богородице от человека, в путь шествовати хотящаго.

aМолитва Михаилу Архистратигу, грозному воеводе

aМОЛИТВА ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

aМолитва по соглашению

aМОЛИТВА Cвященномученика Киприана

aМолитва святителя Иоасафа Белгородского

aМОЛИТВЫ ПОКАЯННЫЕ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

aМолитвенное поклонение святым угодникам, почивающим в пещерах Киево-Печерской Лавры

aМолитвы священномученика Серафима (Звездинского), составленные в заключении.

aМолитвы митрополита Филарета (Дроздова)

aМОЛИТВЫ ВЪ НАЧАЛѢ ПОСТА СВЯТЫЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ.

aМолитвослов

aМолитвослов

aМолитвослов

aОктоих воскресный

aПанихидная роспись в Бозе почивших Императорах и Императрицах, Царях и Царицах и прочих Высочайших лицах. С-Петербург. - 1897г.

aПассия

aПѢСНЬ БЛАГОДАРСТВЕННА КЪ ПРЕСВЯТѢЙ ТРОИЦЫ, ГЛАГОЛЕМА ВО ВСЮ СВѢТЛУЮ НЕДѢЛЮ ПАСХИ

aПОЛНЫЙ СЛУЖЕБНИК 1901 ГОДА

aПоследование молебного пения, внегда Царю идти на отмщение против супостатов. 1655 г.

aПсалтирь

aПсалтирь

aПсалтирь Божией Матери

aПоследование во святую и великую неделю Пасхи

aПоследование седмичных служб Великого поста

aПостная Триодь. Исторический обзор

aПОХВАЛЫ, или священное послѣдованіе на святое преставленіе Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Марíи

aСлужбы предуготовительных седмиц Великого поста

aСлужбы первой седмицы Великого Поста

aСлужбы второй седмицы Великого поста

aСлужбы третьей седмицы Великого поста

aСлужбы четвертой седмицы Великого поста

aСлужбы пятой седмицы Великого поста

aСлужбы шестой седмицы Великого поста

aСлужбы Страстной седмицы Великого Поста

aСОКРАЩЕННАЯ ПСАЛТЫРЬ СВЯТОГО АВГУСТИНА

aТипикон

aТребник Петра (Могилы) Часть 1

aТребник Петра (Могилы) Часть 2

aТребник Петра (Могилы) Часть 3

aТриодь цветная

aТРОПАРИОН

aЧасослов на церковно-славянском языке.

aЧинъ благословенія новаго меда.

aЧИНЪ, БЫВАЕМЫЙ ВЪ ЦЕРКВАХЪ, НАХОДЯЩХСЯ НА ПУТИ ВЫСОЧАЙШАГО ШЕСТВІЯ.

aЧИНЪ «НА РАЗГРАБЛЯЮЩИХЪ ИМѢНІЯ ЦЕРКОВНЫЯ»

aЧИН ПРИСОЕДИНЕНИЯ КЛИРИКОВ ПРИХОДЯЩИХ ОТ ИЕРАРХИИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ УСТАНОВЛЕННЫЙ СОБОРОМ ЕПИСКОПОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ (27 ОКТЯБРЯ/9 НОЯБРЯ 1959 Г.)

aЧин чтения 12-ти псалмов